Организация и направление работы с детьми с ОВЗ
Выполнение мероприятий при работе с детьми с ОВЗ.
Коррекционно-развивающие занятия. Специалисты выбирают оптимальные для развития ребёнка программы, методики, методы и приёмы обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями. Проводятся индивидуальные и групповые занятия для преодоления нарушений развития и трудностей обучения.
Информационно-просветительская работа. Проводятся беседы, мастер-классы, практикумы тематические выступления для педагогов и родителей с разъяснением индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ.
Консультативная работа. Включает выработку совместных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ, консультирование педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с такими детьми, а также помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОВЗ.
Некоторые методические приёмы, которые используются в работе с детьми с ОВЗ:
- поэтапное разъяснение заданий;
- последовательное выполнение заданий;
- повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
- обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;
- перемена видов деятельности;
- чередование занятий и физминуток;
- предоставление дополнительного времени для завершения задания;
- использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
- дополнение печатных материалов фото/видеоматериалами.
Также при работе с детьми с ОВЗ важно создавать ситуации успеха, поощрять за малейшие успехи, развивать в них веру в собственные силы и возможности.
Тематическое планирование взаимодействия учителя-логопеда
с воспитателями ДОУ и родителями и детей с ОВЗ на 2024-2025 учебный год
Тема | Форма проведения | Участники и ответственные | Сроки |
1 | 2 | 3 | 4 |
Уровень речевого развития ребенка. | Индивидуальные беседы по результатам психолого-педагогического и логопедического обследования детей | Психолог, учитель-логопед, воспитатели, родители | сентябрь |
«Играем дома» | Консультация (онлайн-консультация в социальных сетях) с рекомендациями по выполнению домашнего задания от логопеда. | Родители, учитель-логопед | сентябрь |
Практикум «Мой друг – компьютер» | Практикум для родителей. Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда. | Родители, учитель-логопед | октябрь |
Практикум «Весёлый язычок» с элементами игры по проведению артикуляционной гимнастики и выработки точных и ритмичных движений артикуляционного аппарата | Совместное занятие-консультация с элементами игры по проведению артикуляционной гимнастики и выработки точных и ритмичных движений артикуляционного аппарата. | Родители, дети, воспитатели, учитель-логопед | ноябрь |
Тренинг «Послушный ветерок» по обучению дыхательной гимнастике и развитию речевого дыхания | Совместный тренинг для родителей, детей и воспитателей по обучению дыхательной гимнастике и развитию речевого дыхания. | Родители, дети, воспитатели, учитель-логопед | декабрь |
«Динамика и пути дальнейшей коррекционно-развивающей работы» | Родительская встреча по результатам коррекционно-развивающей работы за полугодие | Родители, воспитатели, учитель-логопед | январь |
Семинар практикум «Мир звуков» с элементами обучающей игры по развитию фонематического слуха. | Семинар практикум с презентацией и элементами обучающей игры по развитию фонематического слуха. | Родители, воспитатели, учитель-логопед | Февраль |
Практикум «Я пишу стихи» | Практикум для родителей по развитию связной речи детей, с использованием составления синквейнов. | Родители, дети, учитель-логопед | Март |
«В мире полном игр» | Открытое занятие-викторина с участием детей и родителей. | Родители, дети, учитель-логопед | апрель |
Инклюзивное образование
Одним из актуальных направлений развития системы образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовать инклюзивное образование в обычных дошкольных учреждениях. В связи с этим обеспечение права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РФ.
Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными детьми, должен путем тщательного специального обследования выяснить характер нарушения речевой деятельности с учетом специфических особенностей ребенка и его потенциальных возможностей. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.
Сопровождение ребенка с ОВЗ включает следующие блоки:
Диагностический блок:
— определение уровня речевого и психического развития ребенка;
— анализ полученных результатов;
Коррекционно – развивающий блок:
— личностно – ориентированный подход;
— принципы системности;
— учет структуры дефекта;
Аналитический:
— выделение положительных и отрицательных сторон деятельности
— отслеживание динамики развития ребенка.Б
Большинство дошкольников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.
Образование детей с ОВЗ
Рабочая программа учителя-логопеда составлена в соответствии с АОП ДО для детей с ТНР, в основе которой лежит ФАОП ДО (Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Структура рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела — целевой, содержательный и организационный. При написании рабочей программы парциально использовалась Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Нищевой Н. В., размещенная в «Навигаторе программ». Содержание работы учителя-логопеда определяется программой коррекционно-развивающей работы АОП ДО. Рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится с 1 сентября по 1 июля.
Цели и задачи программы
Целью данной рабочей программы является построение системы образовательной и коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)в возрасте с 5 до 6 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи). Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Основными задачами рабочей программы в соответствии с ФАОП является следующие задачи:
- коррекция недостатков психофизического недоразвития обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение равных возможностей для детей с ОВЗ;
- создание благоприятных условий для развития детей с ОВЗ;
- объединение обучения и воспитания в единый процесс;
- формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семей с детьми с ОВЗ;
- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ОВЗ;
- овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.
Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
Коррекционные задачи рабочей программы.
- Работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификаций.
- Развивать общую, ручную и артикуляционную моторику.
- Осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций.
- Расширять объем импрессивной и экспрессивной речи и уточнять предметный, предикативный и адъективный компоненты словаря, вести работу по формированию семантической структуры слова, организации семантических полей.
- Совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.
- Совершенствовать навыки связной речи детей.
- Вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи, по развитию фонематических процессов.
- Формировать мотивацию детей к школьному обучению, учить основам грамоты.
В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.
Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей программой педагоги под руководство учителя-логопеда решают следующие задачи:
- охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной и гигиенической культуры;
- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;
- создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;
- обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;
- воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;
- воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
- пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность;
В основу приоритетов деятельности группы положены следующие факторы:
- учет государственной политики;
- особенности контингента детей и кадрового состава группы;
- учет запроса родителей;
- особенности региона.
Организация и направления работы с детьми с ОВЗ
По результатам обследования детей в МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Диалог» и мониторинга речевой деятельности учителем-логопедом ДОУ сформированы подгруппы в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учетом психолого-педагогических особенностей детей. Фронтальные занятия проводятся 2 раза в неделю и индивидуальные занятия – 2 раза в неделю (по 20 минут). Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т.д.) проводится в соответствии с календарно-тематическим планированием.
В коррекционной группе систематически проводится работа по коррекции звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, связной речи методом индивидуальных занятий. Занятия проводятся в игровой форме с использованием наглядного материала и дидактических игр. Детям для усвоения пройденной темы регулярно предлагаются дополнительные задания.
На протяжении учебного года проводится работа по следующим направлениям:
- Развитие неречевых психических функци:
- Слуховое внимание
- Восприятие и воспроизведение ритма
- Зрительное восприятие
- Зрительно-пространственный гнозис и праксис
- Развитие моторики: артикуляционной, общей и мелкой.
- Формирование правильного произношения: постановка и автоматизация и дифференциация звуков. В зависимости от индивидуальных потребностей.
- Общие речевые навыки:
- Развитие дыхательной и голосовой функции (объём, плавность, продолжительность, развитие диафрагмального дыхания; громкость, модуляция, преодоление нового оттенка);
- Коррекция просодических нарушений (темп, ритм, расставление пауз).
- Работа над слоговой структурой слова.
- Развитие фонматического восприятия, звукового анализа и синтеза.
- Развитие понимания речи.
- Развитие активного словаря (Активный словарь: конкретные существительные, названия профессий; глагольный словарь; прилагательные. Существительные, обозначающие части тела, части предметов. Обобщающие понятия. Подбор антонимов).
- Формирование грамматического строя речи (Словоизменение: употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; употребление формы родительного падежа множественного числа существительных; согласование прилагательных с существительными; согласование числительных с существительными. Словообразование: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование названий детёнышей; образование относительных прилагательных; образование притяжательных прилагательных; образование приставочных глаголов; образование глаголов совершенного вида).
- Работа над предложением.
- Развитие связной речи (пересказ для детей 6 — 7 лет, рассказ по серии сюжетных картинок детям 7 лет). Работать над: пониманием, структурированием текста и плавностью речи.