Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Добро пожаловать в наш детский сад!

Организация и направление работы с детьми с ОВЗ

 

Выполнение мероприятий при работе с детьми с ОВЗ. 

Коррекционно-развивающие занятия. Специалисты выбирают оптимальные для развития ребёнка программы, методики, методы и приёмы обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями. Проводятся индивидуальные и групповые занятия для преодоления нарушений развития и трудностей обучения.

Информационно-просветительская работа. Проводятся беседы, мастер-классы, практикумы тематические выступления для педагогов и родителей с разъяснением индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ.

Консультативная работа. Включает выработку совместных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ, консультирование педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с такими детьми, а также помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОВЗ.

Некоторые методические приёмы, которые используются в работе с детьми с ОВЗ:

  • поэтапное разъяснение заданий;
  • последовательное выполнение заданий;
  • повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
  • обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;
  • перемена видов деятельности;
  • чередование занятий и физминуток;
  • предоставление дополнительного времени для завершения задания;
  • использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
  • дополнение печатных материалов фото/видеоматериалами.

Также при работе с детьми с ОВЗ важно создавать ситуации успеха, поощрять за малейшие успехи, развивать в них веру в собственные силы и возможности.

Тематическое планирование взаимодействия учителя-логопеда

с воспитателями ДОУ и родителями и детей с ОВЗ на 2024-2025 учебный год

Тема Форма проведения Участники и ответственные Сроки
1 2 3 4
Уровень речевого развития ребенка. Индивидуальные беседы по результатам психолого-педагогического и логопедического обследования детей Психолог, учитель-логопед, воспитатели, родители сентябрь
«Играем дома» Консультация (онлайн-консультация в социальных сетях) с рекомендациями по выполнению домашнего задания от логопеда. Родители, учитель-логопед сентябрь
Практикум «Мой друг – компьютер» Практикум для родителей. Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда. Родители, учитель-логопед октябрь
Практикум «Весёлый язычок» с элементами игры по проведению артикуляционной гимнастики и выработки точных и ритмичных движений артикуляционного аппарата Совместное занятие-консультация с элементами игры по проведению артикуляционной гимнастики и выработки точных и ритмичных движений артикуляционного аппарата. Родители, дети, воспитатели, учитель-логопед ноябрь
Тренинг «Послушный ветерок» по обучению дыхательной гимнастике и развитию речевого дыхания Совместный тренинг для родителей, детей и воспитателей по обучению дыхательной гимнастике и развитию речевого дыхания. Родители, дети, воспитатели, учитель-логопед декабрь
«Динамика и пути дальнейшей коррекционно-развивающей работы» Родительская встреча по результатам коррекционно-развивающей работы за полугодие Родители, воспитатели, учитель-логопед январь
Семинар практикум «Мир звуков» с элементами обучающей игры по развитию фонематического слуха. Семинар практикум с презентацией и элементами обучающей игры по развитию фонематического слуха. Родители, воспитатели, учитель-логопед Февраль
Практикум «Я пишу стихи» Практикум для родителей по развитию связной речи детей, с использованием составления синквейнов. Родители, дети, учитель-логопед Март
«В мире полном игр» Открытое занятие-викторина с участием детей и родителей. Родители, дети, учитель-логопед апрель

Инклюзивное образование

Одним из актуальных направлений развития системы образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовать инклюзивное образование в обычных дошкольных учреждениях. В связи с этим обеспечение права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РФ.

Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными детьми, должен путем тщательного специального обследования выяснить характер нарушения речевой деятельности с учетом специфических особенностей ребенка и его потенциальных возможностей. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.

Сопровождение ребенка с ОВЗ включает следующие блоки:

Диагностический блок:

— определение уровня речевого и психического развития ребенка;

— анализ полученных результатов;

Коррекционно – развивающий блок:

— личностно – ориентированный подход;

— принципы системности;

— учет структуры дефекта;

Аналитический:

— выделение положительных и отрицательных сторон деятельности

— отслеживание динамики развития ребенка.Б

Большинство дошкольников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Образование детей с ОВЗ

Рабочая программа учителя-логопеда составлена в соответствии с АОП ДО для детей с ТНР, в основе которой лежит ФАОП ДО (Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Структура рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела — целевой, содержательный и организационный. При написании рабочей программы парциально использовалась Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Нищевой Н. В., размещенная в «Навигаторе программ». Содержание работы учителя-логопеда определяется программой коррекционно-развивающей работы АОП ДО. Рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится с 1 сентября по 1 июля.

Цели и задачи программы

Целью данной рабочей программы является построение системы образовательной и коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)в возрасте с 5 до 6 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи). Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Основными задачами рабочей программы в соответствии с ФАОП является следующие задачи:

  • коррекция недостатков психофизического недоразвития обучающихся с ОВЗ;
  • обеспечение равных возможностей для детей с ОВЗ;
  • создание благоприятных условий для развития детей с ОВЗ;
  • объединение обучения и воспитания в единый процесс;
  • формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семей с детьми с ОВЗ;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ОВЗ;
  • овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
Коррекционные задачи рабочей программы.

  1. Работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификаций.
  2. Развивать общую, ручную и артикуляционную моторику.
  3. Осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций.
  4. Расширять объем импрессивной и экспрессивной речи и уточнять предметный, предикативный и адъективный компоненты словаря, вести работу по формированию семантической структуры слова, организации семантических полей.
  5. Совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.
  6. Совершенствовать навыки связной речи детей.
  7. Вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи, по развитию фонематических процессов.
  8. Формировать мотивацию детей к школьному обучению, учить основам грамоты.

В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей программой педагоги под руководство учителя-логопеда решают следующие задачи:

  • охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной и гигиенической культуры;
  • осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;
  • создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;
  • обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;
  • воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
  • развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
  • пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность;

В основу приоритетов деятельности группы положены следующие факторы:

  • учет государственной политики;
  • особенности контингента детей и кадрового состава группы;
  • учет запроса родителей;
  • особенности региона.

Организация и направления работы с детьми с ОВЗ

По результатам обследования детей в МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Диалог» и мониторинга речевой деятельности учителем-логопедом ДОУ сформированы подгруппы в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учетом психолого-педагогических особенностей детей. Фронтальные занятия проводятся 2 раза в неделю и индивидуальные занятия – 2 раза в неделю (по 20 минут). Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т.д.) проводится в соответствии с календарно-тематическим планированием.

В коррекционной группе систематически проводится работа по коррекции звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, связной речи методом индивидуальных занятий. Занятия проводятся в игровой форме с использованием наглядного материала и дидактических игр. Детям для усвоения пройденной темы регулярно предлагаются дополнительные задания.

На протяжении учебного года проводится работа по следующим направлениям:

  • Развитие неречевых психических функци:
  • Слуховое внимание
  • Восприятие и воспроизведение ритма
  • Зрительное восприятие
  • Зрительно-пространственный гнозис и праксис
  • Развитие моторики: артикуляционной, общей и мелкой.
  • Формирование правильного произношения: постановка и автоматизация и дифференциация звуков. В зависимости от индивидуальных потребностей.
  • Общие речевые навыки:
  • Развитие дыхательной и голосовой функции (объём, плавность, продолжительность, развитие диафрагмального дыхания; громкость, модуляция, преодоление нового оттенка);
  • Коррекция просодических нарушений (темп, ритм, расставление пауз).
  • Работа над слоговой структурой слова.
  • Развитие фонматического восприятия, звукового анализа и синтеза.
  • Развитие понимания речи.
  • Развитие активного словаря (Активный словарь: конкретные существительные, названия профессий; глагольный словарь; прилагательные. Существительные, обозначающие части тела, части предметов. Обобщающие понятия. Подбор антонимов).
  • Формирование грамматического строя речи (Словоизменение: употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; употребление формы родительного падежа множественного числа существительных; согласование прилагательных с существительными; согласование числительных с существительными. Словообразование: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование названий детёнышей; образование относительных прилагательных; образование притяжательных прилагательных; образование приставочных глаголов; образование глаголов совершенного вида).
  • Работа над предложением.
  • Развитие связной речи (пересказ для детей 6 — 7 лет, рассказ по серии сюжетных картинок детям 7 лет). Работать над: пониманием, структурированием текста и плавностью речи.